Группировки глаголов на основании соотношения основы инфинитива и основы настоящего или будущего простого времени, окончаний 3 л. мн.ч. Выделяются пять типов продуктивных и семнадцать непродуктивных классов.
Продуктивные классы глаголов:
1) 1-й кл.: основа инф. на -а, основа настоящего времени на -ай (играть - игра-ть - играй-);
2) 2-й кл.: основа инф. на -е, основа настоящего времени на -ей (краснеть - красне-ть - красней-);
3) 3-й кл.: основа инф. на -ну, основа настоящего времени на -н (подпрыгнуть - подпрыгну-ть - подпрыгн-);
4) 4-й кл.: основа инф. на -ова- -ева-, основа настоящего времени на -уй (программировать - программирова-ть - программируй-);
5) 5-й кл.: основа инф. на -и, окончание 3-го лица мн.ч. на -ат, -ят (пилить - пили-ть - пил-ят).
Подразделения глаголов в зависимости от различных соотношений основы инфинитива в основы настоящего времени.
Продуктивные классы характеризуются таким соотношением названных основ, с которым глаголы вновь образуются посредством словообразовательных аффиксов. Продуктивных глагольных классов пять:
1) Первый класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -а(т,ъ) и основой настоящего времени на -aj-: чита-ть - numaj-ym (читают), еыпрямля-ть - еыпрямляj-ут (выпрямляет), созрева-тъ -созреваj-ym (созревают), опаздыва-ть - опаздываj-ут (опаздывают).
2) Второй класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -е(ть) и основой настоящего времени на -еj-: влад-еть-владеj-ут (владеют), жале-тъ-жалеj-у т (жалеют), уме-ть - умеj-ут (умеют).
3) Третий класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -ова(т,ъ), -ова (-ева)ть и основой настоящего времени на -уj-: странствова-ть - странствyj-ym (странствуют), торгова-ть-mopгyj-ym (торгуют), горева-тъ - горюj-ym (горюют).
4) Четвертый класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -ну(ть) и основой настоящего-будущего времени на -н-: крикну-ть - крикн-ут, толкну-тъ - толкн-ут, обман-уть - обман-ут.
5) Пятый класс объединяет глаголы с основой инфинитива на -и(ть) и окончанием третьего лица множественного числа настоящего времени на -am, -ят (’-ат): люби-ть - люб-ят, проси-тъ - прос-ят, утю-жи-ть - утюж-ат.
Непродуктивные классы характеризуются таким соотношением названных основ, с которым новые глаголы не образуются.
Непродуктивные классы включают в себя разнообразные группы глаголов, иногда весьма малочисленные. Есть также изолированные глаголы с таким соотношением основы инфинитива и основы настоящего времени, которое не встречается ни в одном из классов (бежать, быть, дать^ есть, ехать, идти, надоесть, создать, чтить).